5 мая - день рождения В.М. Сидорова ( 1928 - 2021). Мир Валентина Михайловича Сидорова – это деревня. Причем не та, разрушающаяся, исчезающая, которую писали, например, художники «сурового стиля», а – деревня его детства. Он бережно восстанавливал и восстанавливает его, создавая свои произведения среди напряженной жизни мегаполиса, в котором Валентин Михайлович прожил почти все свою жизнь. Интуитивно, благодаря дару художественной чуткости, Сидоров передаёт мир – как прекрасное творение Бога, идя через крестьянские темы, знание и понимание деревни – через национальное – глубже - к первоосновам бытия.
Программной считается его работа «На теплой земле», ее можно назвать эпиграфом ко всему его творчеству. Бытовая сцена, которую художник не раз наблюдал, и которая, по его словам, носит и биографический характер: «Я изобразил свою бабушку и свою сестрёнку», - начинает звучать глобально - обобщающе. Тёплая земля оказывается не просто изображением почвы, это символ жизни поколений людей, благодаря ей стало возможно существование и девочки, и всех нас. Мы все оказываемся связаны с этой «Тёплой землёй».
Работа была написана в 1957 году. В 1962 она появилась, вместе с работами «Под августовские росы», «Под яблоней» на ставшей печально известной выставке, посвященной 30-летию МОСХа в Манеже. Несмотря на то, что общие воспоминания об этой выставке – мрачные, работа Сидорова не прошла незамеченной зрителями, запомнилась многим. Потому, что она, как и всё творчество оказалось вне политики, над политикой.
Возвращаясь в 2000-х к темам предыдущих работ, художественно переосмысляя их, а также создавая новые произведения на деревенскую тематику, Валентин Михайлович Сидоров делает зримым уже ушедший в прошлое мир. Но это – не Реквием по ушедшему времени. Впуская в работы ещё больше пространство, света, художник словно приглашает в этот мир и всех нас. Переживая об ушедшем, он не ставит точку на прошлом. Значит, то настоящее, что было в нём, может продолжиться. Также важно заметить, что в работах 2000-х – больше обобщений, художник мыслит ещё более глобально, и его работы одновременно являются рассказом о прошлом и о том, что происходит с нами. Точнее – о том, что поможет нам остаться, устоять – и на площадке истории, и в собственной жизни каждого.
Работы:
На теплой земле, 1957; Гроза прошла 1959; Весна. Высокое небо. 1960, 1991; Два тополя. Здравствуй, племя младое...1999. Родительский камень. 2001. Холст, масло.